[СоПСо] СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГОВ

IN MEMORIAM



IN MEMORIAM


АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЗДРАВОМЫСЛОВ (1928–2009)


   7 июля 2009 г. от нас ушел Андрей Григорьевич Здравомыслов, один из основоположников и истинных столпов советской/российской социологии. Несмотря на преклонный возраст, он до последнего дня трудился, поражая тех, кто его знал, недюжинной энергией и работоспособностью. Кончина его стала для многих шоком. Никто ее не ждал. Он умер внезапно, на улице, в кармане лежали билеты в театр. Конечно, он говорил в последнее время, что уже в возрасте, что многое дается уже тяжело, переживал, что не полностью оправился после инсульта, порой сетовал, что осталось мало времени, боялся не успеть довести до конца то, что считал себя призванным сделать. Но все же казалось, что его присутствие рядом – что-то само собой разумеющееся и что оно навсегда…
   Андрей Григорьевич прожил трудную, до предела насыщенную жизнь, драматичную, в немалой мере трагическую, но необычайно плодотворную. Его биография неординарна. Он родился 18 мая 1928 г. Детство и юность его прошли в Ленинграде. Ему довелось в полной мере пережить на себе весь ужас блокады. Голод, дистрофия, смерть близких людей. Потом пять лет – пять лет! – в больнице с туберкулезом позвоночника. Еще не восстановив способность ходить, он поступил заочно на философский факультет ЛГУ. Окончив его в 1953 г., он проработал некоторое время секретарем комитета комсомола на ткацко-красильной фабрике им. Желябова, потом три года преподавал философию в Карагандинском горном институте. В 1956 г. он вернулся в Ленинград, где поступил в аспирантуру ЛГУ и защитил 1960 г. кандидатскую диссертацию. Ее переработанный вариант был издан в 1964 г. в виде небольшой книжки «Проблема интереса в социологической теории»; она принесла ему первую известность. Работая над диссертацией, он впервые познакомился с западными социологическими теориями, интерес к которым сохранил до конца своих дней. Долговременное значение для него приобрел и круг проблем, связанных с категорией интереса; он занимает центральное место в более поздней его книге «Потребности. Интересы. Ценности» (1986). 60-е годы были связаны для Андрея Григорьевича с работой в Лаборатории социологических исследований в ЛГУ, которой руководил его близкий друг В.А. Ядов. Из проводимых лабораторией исследований отношения рабочих к труду вырос их совместный с Ядовым труд «Человек и его работа» (1967), ставший не просто самой известной советской социологической книгой, но и своего рода opus magnum советской социологии вообще (он был почти сразу переведен на английский, немецкий и польский языки, а в 2003 г. переиздан в России со специально написанными для этого издания комментариями обоих соавторов). В первой половине 60-х произошло более близкое знакомство Андрея Григорьевича с традицией структурного функционализма, во многом повлиявшей на стиль его социологического мышления, и с классиками этой традиции Р. Мертоном и Т. Парсонсом, приезжавшими в СССР в 1961 и 1964 г. соответственно, особенно с последним. Андрей Григорьевич переводил выступление Парсонса в Ленинграде, потом с ним переписывался; он всегда дорожил этой связью, храня как дорогую реликвию фотографию, на которой его и Парсонса, еще молодых, можно увидеть вместе. Движимый интересом к этой теоретической традиции, Андрей Григорьевич подготовил к изданию знаменитый сборник «Структурно-функциональный анализ в современной социологии» (1968, вышло два выпуска из подготовленных трех), ставший на долгие годы одним из немногих источников, по которым социологи в СССР могли познакомиться с международной социологической мыслью напрямую, а не через кривое зеркало «критики буржуазной социологии». В то же время прямое соприкосновение с эмпирическим миром рабочих обострило интерес Андрея Григорьевича к методологии эмпирических исследований. Его взгляд на нее нашел отражение в книге «Методология и процедура социологических исследований» (1969). Важной вехой в жизненном пути ученого стала также годовая командировка в Кению (1965), которая, как он сам потом вспоминал, помогла ему увидеть собственное общество как бы со стороны. В 1967-69 гг. он руководил кафедрой марксистско-ленинской философии и лабораторией социологического анализа партийной работы в Ленинградской Высшей партийной школе, но после выхода книги по методологии, в которую вразрез с негласными правилами были включены результаты исследования бюджета времени партийных работников, был вынужден уйти в Институт конкретных социальных исследований, где до 1974 г. заведовал сектором методологии и техники социологических исследований. С 1974 по 1991 г. Здравомыслов работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, и в этот период – как в силу закрытости данного учреждения, так и в силу общего плачевного состояния советской социологии и ее плотного утрамбовывания – у него не было больших публикаций, за исключением книги «Потребности. Интересы. Ценности», вышедшей на фоне общего резкого ослабления идеологического прессинга.
   Уже в середине 80-х репутация Андрея Григорьевича в кругу советских социологов была столь безупречной, что любые книги и статьи, написанные им, рекомендовались студентам как заслуживающие внимания. Его вклад в становление социологии как теоретической и исследовательской дисциплины в стране был столь значителен, что место в анналах российской социологии было бы ему обеспечено и без дальнейшей работы. Однако его темперамент, восприимчивость к новому, неутолимый интерес к происходящему не только не позволили ему почивать на лаврах, но, более того, последние пятнадцать лет стали едва ли не самым продуктивным периодом в его научной жизни. Распад СССР и конфликты, вспыхнувшие на его развалинах, стали поводом для его десятилетней напряженной работы в области социологии конфликта, ставшей естественным развитием его давнего интереса к проблемам интереса и власти. В 90-е годы вышла целая серия его книг на эту тему: «Социология конфликта» (1994; дополн. издание, 1995; дораб. и дополн. издание, 1996), «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве» (1997, 1999), «Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации» (1998), «Социология российского кризиса» (1999). В рамках этой общей проблематики им была предложена релятивистская теория наций. Его трудовая биография в этот период связана с РНИСНП, в котором он был директором Центра социологического анализа конфликтов.
   В 1992 г. Андрей Григорьевич основал Профессиональную социологическую ассоциацию (в настоящее время Сообщество профессиональных социологов) и возглавлял ее до 2002 г. И это не было, как часто бывает, почетным президентством, еще одним официальным креслом для поднятия престижа. Напротив, А.Г.Здравомыслов рассматривал Сообщество профессиональных социологов в качестве важнейшей внутрипрофессиональной общественной организации, призванной в рамках широких дискуссий определять общие ориентиры развития нашего социологического сообщества, замерять градус его идейной «температуры» и решать проблемы профессии. Именно в рамках СоПСо Андрей Григорьевич постоянно выступал за чистоту социологического знания и профессии социологи от всякого рода идеологических примесей, консервативного традиционализма, демагогического пустозвонства. Андрей Григорьевич Здравомыслов и Сообщество профессиональных социологов—во многом были и остаются тождественны.
   Важное место в его профессиональной жизни занимала работа в Институте социологии и Высшей школе экономики.
   Достаточно поздно он пришел в сферу активного преподавания и сразу же погрузился в самую гущу проблем университетской социологии. Прочитанные им курсы лекций по социологии конфликта входили в золотой фонд кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ. При этом выдающийся социолог обнаружил и незауряднейший талант педагога, учителя, наставника. Андрей Григорьевич чрезвычайно высоко ценил молодые таланты и делал все, чтобы помочь молодым специалистам обрести свой голос в социологии. Для студентов, магистров, аспирантов не существовало ограничений на контакты в выдающимся ученым. Всегда и при всех обстоятельствах он встречался с ними и проводил часы в беседах со своими учениками. Такое встречается нечасто.
   Последние годы научной деятельности А.Г.Здравомыслова связаны с Институтом социологии РАН. В начале 2000-х годов у Андрея Григорьевича возник острый интерес к истории российской и советской социологии, приведший к переосмыслению самой концепции истории социологии, идее социологического мышления и открытию А.И.Герцена как социолога. В Герцене А.Г.Здравомыслов видел уникальный сплав научности и гражданственности, критичности и созидательности, национальной принадлежности и включенности в международную научную культуру. Думается, что А.И.Герцен стал alter ego самого Андрея Григорьевича. Отсюда вырос и более широкий интерес к национальным социологическим школам, к тому, как социология существует и воспроизводится в контексте разных национальных культур. Своего рода промежуточным итогом этих изысканий стала подготовленная им в ИС РАН книга «Социология: теория, история, практика» (2008). Продолжением этой работы стал большой проект, посвященный социологическому анализу российской социологии. Андрею Григорьевичу не удалось его завершить. Незадолго до кончины он закончил работу над очередной книгой, которая должна была перекинуть мостик от предыдущих исследований к этому проекту, и мы надеемся, что она каким-то образом будет опубликована.
   Андрей Григорьевич был одним из важных связующих звеньев между российской и международной социологией. Его имя было известно всем современным профессиональным социологам. Он участвовал в международных социологических конгрессах, был пожизненным членом Международной социологической ассоциации. В последние годы он несколько раз выезжал за границу, был в Германии, Финляндии, Великобритании. Из командировки в Германию и проведенных там интервью родилась книга «Немцы о русских на пороге нового тысячелетия» (2003). Среди всего им написанного эта книга стоит особняком; некоторые из нас считают ее одной из лучших его книг.
   Помимо книг, Андрей Григорьевич оставил нам около 300 статей. Его вклад в социологию еще нуждается в осмыслении и систематизации. Сам он относил к своим основным достижениям исследование категории интереса, теорию мотивации трудовой деятельности, разработки в области социологии конфликта, релятивистскую теорию нации, разработки в сфере методологии социологического исследования и исследования соотношения разных теорий, направлений и школ (в том числе национальных) в социологии. Вместе с тем, отвечая однажды на вопрос о главных своих достижениях, он сказал: «…я считаю главным достижением то, что я избрал социологию как поприще своей деятельности» (Здравомыслов А.Г. Вехи научной биографии // Журнал социологии и социальной антропологии. – СПб., 1998. – Т. I. – № 3. – С. 12.). Вся жизнь Андрея Григорьевича Здравомыслова – это пример служения социологии. Он был социологом, так сказать, насквозь, par excellence. Его биография неотделима от истории нашей социологии, а последняя не может быть адекватно и полно представлена без его имени и его вклада.
   Уход из жизни Андрея Григорьевича стал печальным фактом. Но осознания этого события еще не произошло и едва ли произойдет. Энергия и продуктивность его научного интеллекта, обаяние личности, глубочайшая культура российского интеллигента продолжают оказывать на нас благотворнейшее воздействие. По-прежнему Андрей Григорьевич здесь, среди нас, с нами во всех делах профессиональных социологов России.

В.Г.Николаев
Н.Е.Покровский